Эффективность оказания медицинской помощи в значительной степени зависит от качества и организации хранения медицинских принадлежностей на складе. Необходимо соблюдать баланс между текущими потребностями учреждения и наличием запасов, которые не должны быть излишними в силу возможной потери срока годности и в связи с неоправданным увеличением расходов организации.
Чтобы организовать хранение медицинских препаратов и принадлежностей на должном уровне, необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Подробный учет и анализ имеющихся в наличии на складе медицинских принадлежностей позволяет определить действительные потребности медицинского учреждения, обеспечить необходимый запас. Грамотное управление запасами предусматривает регулярную инвентаризацию ТМЦ на складе с фиксацией наименования, даты поступления, срока годности, частоты использования и доступности материалов для персонала.
Подробная инвентаризация улучшает контроль над запасами медицинских принадлежностей, гарантирует постоянное необходимое количество дорогостоящих ресурсов, улучшает качество стратегического планирования. Актуальный и полный инвентарный список — важный инструмент для эффективного управления ТМЦ. Он позволяет избежать, как дефицита, так и излишка материалов, обеспечивая высокое качество работы медучреждения за счет постоянной доступности необходимых медицинских принадлежностей.
Грамотная организация рабочего пространства на складе позволяет обеспечить максимальное соответствие потребностям медицинского персонала и соблюдение требований нормативных документов. Стеллажи, другие места для хранения должны обеспечивать компактное расположение медицинских принадлежностей с учетом групп, наименований, срока годности.
Оснащение склада мобильными оборудованием (тележки, передвижные контейнеры) упрощает процесс управления запасами, облегчает доступ к ним в любое необходимое время. Тара (контейнер) для медицинских принадлежностей, вмещающая строго определенное количество единиц одной номенклатурной позиции, может выступать в качестве сигнальной карточки, показывающей необходимость в очередной закупке (тарный канбан).
Четко определенное, грамотное размещение каждой группы медицинских принадлежностей (расходные материалы, лекарства, дорогостоящие препараты) не только помогает поддерживать порядок в складском помещении, но и обеспечивает оперативную выдачу, ускоряет поиск. Принцип хранения FIFO («первым пришел–первым ушел») позволяет своевременно контролировать сроки годности препаратов, что снижает количество материалов, поступающих на утилизацию, снижает непроизводительные расходы. Постоянная оптимизация складских процессов повышает эффективность всех операций, готовность медицинского учреждения к нестандартным ситуациям, обеспечивает возможность быстрого реагирования на любые потребности.
Чтобы организовать эффективную складскую логистику периодически пересматривайте планы размещения медицинских принадлежностей. Уход от традиционных схем — не самоцель, а поиск оптимального расположения материалов в соответствии с меняющимися условиями использования, потребностями, периодичностью поставок. Постоянное обновление схем хранения помогает оперативно реагировать на изменения в спросе тех или иных принадлежностей, соответственно меняя схему их закупки. Непрерывный мониторинг и гибкость — важные принципы грамотного управления складом медицинского оборудования и принадлежностей.
Мониторинг сроков пригодности медицинского оборудования, принадлежностей, лечебных препаратов — ключевой элемент логистики в здравоохранении. Согласно нормативным документам необходимо вести специальный журнал с занесением в него срока годности, номенклатуры и количества товара. Удобнее всего для контроля использовать современные информационные программы. Они снабжены функцией уведомления о приближении срока окончания использования принадлежностей, лекарственных препаратов, что помогает избежать критических ошибок и повысить уровень медицинского обслуживания. Постоянное отслеживание критических дат помогает своевременно обновлять запасы, списывать их и отправлять в утилизацию.
Необходимо уделить особое внимание организации системы контроля над состоянием дорогостоящего оборудования, чувствительного к условиям хранения, а также ценных, дефицитных препаратов и принадлежностей. В части обеспечения физической сохранности таких медицинских материалов рекомендуется использование закрытых шкафов и сейфов с кодовыми замками. При учете ТМЦ в информационных программах следует особое внимание уделить ограничению доступа к служебным данным.